Вагин Юрий"Страх. Тифоаналитический подход"

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Зигмунд Фрейд, г. Он помогал пациентам разбираться в их комплексах и страхах и справляться с неврозами, хотя сам для себя всегда оставался самым главным пациентом. Великий психоаналитик страдал большим количеством фобий и демонстрировал такие странности в поведении, что это могло бы стать предметом специального исследования. Зигмунд Фрейд с невестой Мартой Бернейс, г. На то время в Австро-Венгрии Сигизмундом называли героя антисемитских анекдотов, к тому же Фрейд никогда не гордился своим еврейским происхождением. Еще в студенческие годы он занимался экспериментальным исследованием анестезирующих свойств кокаина. Опыты он проводил на себе и своих знакомых.

Психоанализ страха

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя.

На что мальчик ответил: «Когда кто-то говорит со мной, становится светлее» . Эта лекция Фрейда посвящена природе страха, но слова мальчика могут.

Детская психология Психоанализ О теории вины и тревоги Более ранние работы Мелани Кляйн содержат отчет о фазе садизма в его зените, через которую дети проходят во время первого годы жизни. В самые первые месяцы жизни ребенка и него имеются садистические импульсы, направленные не только против груди матери, но также против её тела внутри: Развитие ребенка управляется механизмами интроекции и проекции.

Эти образы, которые фантастически нарушают картину реальных объектов, на которой они основаны, устанавливаются не только во внешнем мире, но, посредством процесса инкорпорации, также внутри Эго. Следовательно, совсем маленькие дети проходят через ситуации тревоги и реагируют на них с механизмами защиты , содержимое которых сравнимо с психозами взрослых.

Мои представления о сути таких явлений, как тревога и вина, складывались постепенно в течение многих лет. На мой взгляд, не лишним будет более подробно остановиться на некоторых этапах развития этой теории. Свой взгляд на эту проблему он формулирует так: Эго преуспевает в их торможении или отклонении от первоначального направления. В связи с наиболее фундаментальной тревогой, переживаемой девочками, Фрейд описывает инфантильный страх потери любви, используя понятия, которые в какой-то мере вполне применимы к младенцам обоих полов.

Николай Гоголь Великий писатель боялся, что его похоронят заживо. Он неоднократно просил своих близких, чтобы похороны состоялись не раньше чем через два дня после его смерти. Владимир Маяковский Боялся подцепить инфекцию. Когда он пишет, он никогда не останавливается на тринадцатой или кратных ей страницах. Наполеон Бонапарт Боялся белых лошадей.

Навязчивые идеи и идеи страха так же чужды нормальному меня скупым и эгоистичным, ибо непрестанно говорит о моем долге; мне.

В лекциях по введению в психоанализ Фрейд обратил внимание на это обстоятельство. Тем не менее уже в этих лекциях он отнес страх к состоянию, не предполагающему внимания к объекту, боязнь — к тому, что указывает на объект, а испуг — к тому, что подчеркивает действие опасности, когда нет готовности к страху. В дальнейшем Фрейд возвратился к уточнению намеченных им различий. Проводя различия между страхом, боязнью и испугом с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения.

По его мнению, страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна; боязнь предполагает определенный объект, которого боятся; испуг отражает момент неожиданности и представляет собой состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней неподготовлен.

Несколько лет спустя Фрейд написал работу, специально посвященную проблематике страха. Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России в е годы.

О теории вины и тревоги

Объективная тревога возникает в ответ на реальные опасности окружающего мира. В основном это синоним страха. Она может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом реалистическая тревога обеспечивает функцию самосохранения.

Работа Фрейда «Торможение, симптом и страх» появилась .. В своих « Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд говорил о том, что.

Фрейд исследует фобию - истерию страха. Процесс образования симптома в истерии страха начинается с того, что чувство не встречает активности, необходимой для его реализации: Благодаря замещающему представлению нет необходимости к возврату вытесненного представления обычным путем, то есть воспоминанием. Вторая фаза фобии заключена в повторении: Таким образом, предмет страха в фобии удваивается. Представление возникает благодаря тревоге. Фрейд исследует вопрос тревожного пробуждения в контексте вопроса желания и запрета, связанного с этим желанием.

При кошмарном сновидении пробуждение наступает в тот момент, когда чувство жути, не понятно к какой реальности относящееся, не вписанное в сновидческие образы, достигает своего пика. При отказе от страшного представления, как от объекта, возникает помеха - работа скорби, отказ от интеграции, торможение: Уничтожается смысл любого акта, смысл присвоения символа аутоэротическому содержанию и тревога остается в плоскости невроза.

Навязчивое повторение - механизм символизации утраты и работы скорби. Отвергнутое представление заменяется аффектом: Сверх-Я ведет себя так, как будто не было никакого вытеснения, как будто ему известно агрессивное влечение в его настоящей словесной формуле и во всем его аффективном характере, и относится, к Я, как бы исходя из этого предположения. Симптомы невроза навязчивости двухтактные и противоположные внеположные друг другу:

фобии великих людей. Чего боялись Дали, Гоголь, Фрейд и Хичкок?

Скачать в архиве Введение Я собираюсь здесь и далее представить на суд читателей концепцию, которая может послужить определенным подспорьем специалистам прежде всего в сфере практической психологии и психотерапии. Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции.

Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам. Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности.

Фрейд Зигмунд ( — ): австрийский психиатр еврейского происхождения, . это «психическая импотенция» и навязчивые страхи[12]. .. Когда Фрейд говорит, что его учение «предлагает психиатрии.

Фрейд называл актуальными неврозами заболевания, вызванные непосредственными нарушениями половой жизни. Они, как полагал Фрейд, были непосредственным выражением застойной накопленной сексуальности. Они действовали так же, как токсические нарушения. Фрейд был далек от прямого связывания невроза страха с вегетативной системой. Он утверждал, основываясь на клиническом опыте, что невроз страха возникает из-за полового воздержания или прерывания полового акта.

Ее симптомами были боли в спине и крестце, головные боли, общая возбудимость, нарушения памяти и внимания и т. Таким образом, Фрейд подразделял болезненные состояния, не поддававшиеся пониманию официальных неврологии и психиатрии, в зависимости от имевшейся дисгармонии сексуального происхождения.

Часть 2. Теория и методология психоанализ

И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Являемся ли мы"фрейдистами" или нет себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом , мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека.

При неврозе страха также можно часто наблюдать головокружение от высоты, подъёма в горы, вида пропасти, во всяком случае так говорит мой опыт.

Затем Бирд развил идеи, изложенные в ней, и написал обстоятельную монографию об открытой им болезни. Бирд считал, что неврастения — болезнь типично американская и вызывается особенностями американского климата и образа жизни, однако европейские врачи, проявившие большой интерес к открытию Бирда, обнаружили, что и в Старом свете аналогичное заболевание встречается достаточно часто. Понадобилось специальное научное исследование для того, чтобы пелена спала у людей с глаз и они наконец заметили, как много среди них появилось душ, вечно охваченных тревогой, не способных ни в чём найти успокоения.

Люди живут не так, как раньше. Они постоянно в напряжении, чем-то заняты, куда-то спешат. Им необходимо принимать решения, от которых зависят их жизнь и благополучие. Со всех сторон на них обрушиваются потоки новой информации, и они не успевают её переваривать. Всё время их куда-то завлекают, что-то обещают, вызывают в них сильное волнение, иногда приятное, иногда нет, но и в том и в другом случае лишающее душевного покоя. Люди теряются в жизненном водовороте, болезненно реагируют на пустяки, быстро утомляются и с трудом восстанавливают свои силы.

Между тем приближался ХХ век, который психологи иногда называют веком шизофрении и нарциссизма, но чаще всего — тревоги и страха. Человек вроде бы совершенно здоров, но вот вдруг перед тем, как перейти площадь или широкую улицу, он испытывает ужас, словно ему предстоит пройти по шаткому мостику над глубокой пропастью. Он дрожит, у него жар и неистово бьётся сердце. Грудь как будто сжата стальными обручами.

Человеку кажется, что он прирос к земле и упадёт, как только попытается от неё оторваться.

Фрейд навсегда: Интервью с Жаком Лаканом

О сайте Глава Его мучило чувство неудовлетворенности. Он завидовал Флису, богатому и уверенному, процветавшему в своем прогрессивном городе, а письма, которые он слал в Берлин, были пронизаны жалостью к себе. То, что он знал себя, не помогало ему справиться с"невротическими колебаниями настроения", как он их называл - равно как и с тревогой по поводу денег: Каким же он был глупцом, что мечтал о свободе и благополучии, - стонет он, - просто потому, что написал книгу о сновидениях!

Фрейд связывал свои суеверия лишь с «подавленным стремлением» (к Это одно из очень немногих мест, где Фрейд говорил о страхе смерти.

Чувство жуткого вселяет в нас не то, что нам незнакомо или чуждо, а то, что было нами пережито, но затем вытеснено в область бессознательного. Говоря о жутком, мы оказываемся в той точке, которая находится на пересечении двух кругов: Эта работа поможет нам прояснить некоторые позиции современного искусства. Мы конструкторы той реальности, которая к нам затем возвращается в качестве некой реальности. Современное искусство и современная фотография в большей степени пытаются совладать с теми травмами, которые сопутствуют рождению и становлению человеческого субъекта.

И это рождение и становление человеческого субъекта сопровождается не только радостью, счастьем и весельем, но и тем аффектом, который Фрейд называет разменной монетой всех аффектов: Фрейд говорит о том, что любой аффект — любовь, вина, ревность — в любой момент готовы трансформироваться и превратиться в страх. Фрейд выделяет из страха некоторую область, которую называет областью жуткого. Жуткое — это одна из форм проявления страшного, одна из форм проявления страха.

В каком-то смысле я бы сказал, что нет такого искусства, которое не было бы жутким. То есть если все доводить до крайности, то любое искусство, даже если это прекрасная картина Ренуара или замечательная фотография Мэпплторпа, так или иначе содержит в себе фигуру жуткого. Здесь мы видим фигуру удвоения: И в том и в другом случае мы сталкиваемся с фигурой удвоения, которая уже содержит в себе идею жуткого.

Психоанализ о страхе

Я уверен, что, при всей его невероятной интуиции, тема смерти для него оставалась слепым пятном, скрывавшим некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека. Я изложу некоторый материал, иллюстрирующий избегание этой темы Фрейдом в его клинических и теоретических рассуждениях и затем выдвину предположения о причинах этого избегания. В этой работе обращает на себя внимание ярко проявившееся избирательное игнорирование смерти. В этой книге представлены пять больших случаев, один — Брейера Анны О.

Фрейд З. О правомерности выделения из неврастении симтпомокомплекса, называющегося «невроз страха» (). Возможно, что для читателя будет .

Данные, полученные при психоаналитических исследованиях взрослых, привели его как ученого к мысли о необходимости дополнить наблюдения ценными сведениями из жизни детей. Маленький Ганс получал огромное удовольствие, оставаясь в постели со своей мамой и посещая с ней ванную комнату. С другой же стороны, он видел в своем отце соперника. По Фрейду, фобии Ганса были результатом его либидозного кровосмесительного желания своей матери, обостренного рождением его маленькой сестры.

Это стало событием, из-за которого его удалили из родительской спальни и из-за которого уменьшилась доля материнского внимания к нему. К этому нужно добавить ненависть Ганса к отцу как к сопернику, боязнь кастрации с его стороны, желание маленького мальчика и дальше заслуживать любовь матери. Он желает смерти своему отцу и очень боится, что тот его кастрирует. Символически его ужас проявляется в страхе перед лошадью. Таким образом, страх, испытываемый мальчиком при виде упавшей лошади, — это выражение его пожелания смерти своему отцу.

Его стремление постараться не видеть лошадь — это проявление фобии, развившейся как бегство от обоих страхов. Несмотря на логичность и правдоподобие аргументов Фрейда и богатство собранного им клинического материала, все же возникают некоторые вопросы и сомнения.

Дополнение фрейдовской теории невроза страха. Я напоминаю, что пришел к Фрейду от сексологии

Психология В чем причина страха? В году после 30 лет кропотливых исследова ний и клинических наблюдений основатель психо анализа Зигмунд Фрейд сделал странный вывод, который и по сей день не принимают ни психологи, ни врачи - вывод, состоящий в том, что у страха вообще нет никакого объекта. Однако ни у кого не возникает сомнений, в том, что страх действительно существует, как говорит сам Фрейд в той же работе,"страх - это всегда нечто ощутимое" и недвусмысленное, чувство страха нас никогда не обманывает.

Начиная с года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые за это время, конечно, не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса. Зато сумели задать его таким образом, чтобы дать повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку.

Итак, Фрейд свел страхи Ганса к тайному вожделению собственной матери и Позже Ганс признавался, что просто не помнит то, о чем говорил с ним.

Идеи и теории Зигмунда Фрейда могут выглядеть устаревшими, но нет никаких сомнений в том, что он оказал огромное влияние на развитие психологии и методов психоанализа. Ниже мы рассказываем о самых увлекательных случаях с пациентами Фрейда. Матильда Шлейхер Матильда Шлейхер была одним из первых пациентов Фрейда, когда он в году начал свою практику в качестве"нервного доктора".

Шлейхер была музыкантом, а серьёзные проблемы у неё начались после того, как её бросил жених. Она всегда была склонна к мигрени, а после того, как она потеряла контроль над своим психическим здоровьем, женщина впала в глубочайшую депрессию. Её отправили к Фрейду на лечение, и он начал серию гипнотерапии. Всё стартовало в апреле года.

Зигмунд Фрейд"Психлолгия масс и анализ человеческого я"Аудиокнига ч1